Сделать кредиты доступными для более широкого круга заемщиков — вот основная цель программ господдержки предпринимательства. Реализацией данной цели занимается МСП Банк, который предлагает займы бизнесу на льготных условиях.
19 февраля- Спецсчета усложнят «жизнь» малому и среднему бизнесу
- Малому и среднему бизнесу правительство Москвы компенсирует половину расходов за участие в выставках
- Дмитрий Медведев оценил вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны
- ФАС предлагает создать перечень работ и услуг только для МСП
- С 1 сентября 2018 года вклады микро- и малых предприятий включат в систему страхования вкладов
- Министр финансов рассказал президенту о реализации задач поставленных в послании Федеральному собранию
- Надзорные каникулы могут продлить на два года
- Все новости
Кредит банка или займ МФО? Как не остаться в неоплатном долгу
Малый и средний бизнес в качестве источников кредитования все чаще выбирает займы у микрофинансовых организаций. Тут и более короткие сроки рассмотрения заявки на кредит, да и документов и требований меньше. Но эксперты отмечают, что банки и МФО не конкурируют, а скорее, взаимодополняют друг друга. Микрофинансовые организации заполняют ранее пустовавшую нишу между «банковским кредитом» и «финансовой изоляцией». Давайте разберемся, в чем преимущества и особенности микрокредитов и микрозаймов, и кто их основные пользователи.
Малый и средний бизнес в экономике большинства развитых стран занимает более значимое место, чем в России. Например, он обеспечивает до 50% ВВП в США, около 60% ВВП в европейских странах. В России доля МСБ в ВВП составляет порядка 21-22%. Причин таких низких показателей несколько. Возросшие отчисления в фонды и налоги сделали свое дело: за последние годы многие «малыши» снялись с учета и ушли в тень. Не последнюю роль тут сыграли и проблемы с финансированием.
Для того, что небольшой компании получить кредит в банке, нужно предоставить кипу документов, а также обеспечить займ залогом. А на принятие решения банку может понадобиться до нескольких дней. На помощь компаниям в таких ситуациях приходят микрофинансовые организации (МФО), которые готовы закрыть на многое глаза и предоставить вашей компании столь необходимый кредит быстро и с минимумом бумажной волокиты, но, не стоит объяснять, что за простоту и быстроту вам придется заплатить рублем.
Микрокредиты банков vs займы МФО
Средняя ставка по займам МФО в 2012 году была на уровне 25,5% годовых. Такие данные приводятся в исследовании МCП-банка, Российского микрофинансового центра и "Финотдела" — "
Однако средняя ставка по кредитам в банках, отмечается в исследовании, в прошлом году была на уровне 15,6%. При этом ставки несколько отличаются в зависимости от сферы деятельности компании. Более низкие — у предприятий сельского хозяйства — в среднем 12%. Торговым предприятиям и строительным компаниям средства обходятся дороже — 16-16,2% годовых. Сравнительно высоки ставки и для производственных предприятий и компаний в сфере услуг — 15,4%.
Что же является причиной столь существенной разницы по ставкам кредитов в банках и микрофинансовых организациях? Основная причина - микрофинансовая организация рискуют в большей степени, чем банк, выдавая займ иногда без достаточного обеспечения. А риски закладываются в стоимость выдаваемых займов.
Еще одна особенность микрозаймов — более короткие сроки, на которые они берутся. Средний срок для микрозаймов (до 1 млн. рублей) в 2012 году — 20 месяцев, для микрокредитов (до 1 млн рублей) — 26 месяцев. Такая разница связана с тем, что брать кредит в МФО на длительный срок очень накладно, так ставка по нему высокая. Как правило, цель микрозайма — покрыть «кассовые расходы», обеспечить ликвидностью на текущие нужды.
Величина кредита тоже зависит от того, кто его выдал банк или МФО. По данным исследования, средний размер микрокредита в 2012 году составил 750 тыс. руб., микрозайма — 300 тыс. руб. Этот показатель зависит и от отраслевой принадлежности: для микрокредитов максимальный средний размер заимствования — в отрасли строительства, минимальный — в сельском хозяйстве. В среднем наиболее крупные микрозаймы берут предприятия в промышленной сфере, самые малые суммы — торговые компании.
МФО и банки не только отличаются условиями по своим кредитам но и тем, кому они их выдают. К заимствованию у МФО прибегает в основном мелкий бизнес. По данным исследования, типичный заемщик у микрофинансовых организаций — это компания численностью 2-3 человека и средней годовой выручкой в 1-1,5 млн рублей.
Микрозаймы более распространены в регионах, в крупных городах с развитой финансовой инфраструктурой, присутствием большого количества банков популярность микрозаймов сравнительно ниже. Тут и выбор у заемщиков шире, и в среднем бизнес имеет больший оборот и, как следствие, более привлекателен для банков.
Типичный заемщик микрофинансовой организации — это некрупная региональная компания с небольшой выручкой, вероятнее всего, индивидуальный предприниматель, мужчина.
Портрет типичного заемщика банка — компания с численностью от 8 человек и выручкой в 12 млн рублей. Гендерный признак здесь ярче выражен: 59% пользователей такими кредитами — это мужчины, женщин почти в 1,5 раза меньше, 41%. Крупный бизнес в России продолжает оставаться в основном мужским занятием, хотя доля женщин-коммерсантов постепенно увеличивается. Клиенты банков — это и юрлица (56%) и индивидуальные предприниматели — 44%. К услугам банков прибегают и те, и другие в отличие от микрозаймов, которые в большей степень привлекают ИП.
По отраслевому признаку наименее заметны различия. Согласно исследованию, более половины предпринимателей, обращающихся сегодня за микрозаймами и микрокредитами, — представители торговли, на втором месте — сектор услуг, на третьем — промышленность.
Сравнивая портреты заемщиков, приходим к выводу, что банки и МФО ориентированы на разные категории клиентов. И реальной конкуренции между ними быть пока не может, так как они работают в разных нишах и с разными заемщиками.
Сравнительные показатели банков и МФО
Данные МCП-банка, Российского микрофинансового центра, «Финотдел», 2012 г.
Показатели (2012 г.) | Банк | Микрофинансовая
организация (МФО) |
Средняя ставка по рынку | 15,6% | 25,5% |
Средний срок займа | 26 мес. | 20 мес. |
Средний размер займа | 750 тыс. руб. | 300 тыс. руб. |
Средняя численность
персонала в компании | 8 человек | 2 человека |
Средняя выручка в год
обратившейся компании | 1,5 млн. руб. | 1,2 млн. руб. |
Соотношение ИП/ЮЛ среди
обратившихся компаний | 44%/56% | 96%/4% |
Соотношение мужчины/женщины
среди обратившихся компаний | 59%/41% | 51%/49% |
Занимательный выбор
По данным опроса МСП-Банка, значительная часть предпринимателей выбрали кредит в банке из-за того, что они уже были клиентами банка или имели расчетный счет в нем, так что кредитоваться решили там же. На вопрос: «Почему выбрали банк для получения кредита?» 49,1% опрошенных ответили «я клиент банка, условия были привлекательны», 46,2% — «я клиент банка по РКО» (46,2%). Многих это вынудило сделать недовольство условиями кредитования в МФО: «высокие проценты у МФО» (37,7%), «краткосрочность займов у МФО» (17,9%), «низкое качество обслуживание в МФО» (5,7%). Также некоторыми предпринимателями двигало желание сформировать положительную кредитную историю в банках для того, чтобы в дальнейшем получать более крупные займы, так ответили 31,1% опрошенных. А 15,1% респондентов отметили, что получение кредита в банке не представляет для них проблем, поскольку они могут предоставить необходимое обеспечение.
Основными преимуществами кредитования в банке стали:
это более длительный срок кредитования возможность формирования гибкого графика обслуживания долга возможность реструктуризации просроченной задолженности, более удобные порядок и условия работы с ней более низкая ставка
По данным опроса «Финотдела», предприниматели, которые выбирали микрофинансовую организацию для получения кредита, чаще всего делали это иди параллельно с подачей заявки в банк, или уже после получения отказа, т. е. для многих такое финансирование — это запасной или последний вариант, вынужденная мера. «Несколько отказов в банках» и «параллельная заявка» — набрали по 27% опрошенных.
Подача параллельной заявки свидетельствует не только о готовности клиента рассмотреть предложения и банка, и МФО, но и о необходимости срочного получения займа — там, где заявка будет одобрена быстрее (в 90% случаев это будет МФО). 26% опрошенных выбрали вариант ответа «не устроил срок рассмотрения заявки в банке», что говорит о более высокой оперативности действий МФО по сравнению с банками. 13% опрошенных нашли условия МФО лучшими по сравнению с банками, 7% респондентов честно признались, что и рады бы обратиться за займом в банк, но «отсутствует кредитная история».
По мнению респондентов, основное преимущество кредитования в МФО — это более простая процедура получения займа, меньше документов, которые необходимо предоставить.
В целом брать в долг российским предпринимателям нравится: качеством обслуживания в микрофинансовой организации остались довольны более 60% опрошенных, охарактеризовав его как «хорошее» и «очень хорошее». Среди обратившихся за займом в банк таких респондентов — 52%, а 47% заявили, что готовы вернуться в банк за кредитом в будущем.
-
Льготные кредиты малому бизнесу от МСП Банка
-
Кредиты на покупку оборудования
По мере физического и морального износа оборудования любой производитель вынужден его обновлять. Однако инвестиционные возможности у большинства предприятий ограничены. В таких ситуациях можно взять либо оборудование в лизинг, либо кредит на его покупку в банке.
16 декабря -
Кредит под залог бизнеса: поставить все на кон
Любому предпринимателю иногда может понадобиться крупная сумма денег на инвестиционные или иные цели. Залоговые кредиты призваны помочь в таких ситуациях: ведь только от суммы, на которую оценят ваше обеспечение, будет зависеть максимальный размер займа. Залогом может выступать как корпоративное имущество по отдельности — недвижимость, оборудование, транспорт компании-заемщика — так и весь бизнес целиком.
29 ноября