Александр Мещеряков, директор департамента международного финансирования Промсвязьбанка
20 августа- Спецсчета усложнят «жизнь» малому и среднему бизнесу
- Малому и среднему бизнесу правительство Москвы компенсирует половину расходов за участие в выставках
- Дмитрий Медведев оценил вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны
- ФАС предлагает создать перечень работ и услуг только для МСП
- С 1 сентября 2018 года вклады микро- и малых предприятий включат в систему страхования вкладов
- Министр финансов рассказал президенту о реализации задач поставленных в послании Федеральному собранию
- Надзорные каникулы могут продлить на два года
- Все новости
«Наше кредитное предложение — одно из лучших на рынке»
Сведбанк начал работать в России в 2005 году, на Украине — в 2007 году, оба рынка рассматриваются банком как перспективные. При этом на Украине банк представлен двумя сотнями филиалов и отделений, а в России Сведбанк работает лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и Краснодаре. С чем связана такая осторожная стратегия развития банка в России?
В Россию Сведбанк пришел в 2005 году, под именем Hansabank, и тогда мы обслуживали только корпоративных клиентов, а для обслуживания юридических лиц не нужна широкая филиальная сеть. На украинский рынок банк выходил, работая и с корпоративным сегментом, и с розницей, поэтому Swedbank Group приобрела местный банк с широкой филиальной сетью. Именно этим объясняется разница в количестве отделений.
Безусловно, у банка были планы по развитию бизнеса и рыночному росту, но осенью 2008 года в связи с изменившимися внешними условиями нам пришлось скорректировать нашу стратегию в краткосрочном и среднесрочном периодах. Мы не отказались от изначальных планов, но замедлили темпы роста, пересмотрели объемы операций, чтобы бизнес соответствовал рыночным условиям. Несмотря на кризис, наше положение стабильно, банк демонстрирует хорошие результаты. В будущем, когда ситуация станет более прогнозируемой, мы вернемся к прежним планам. Наша цель — органичный контролируемый рост, а не определенная позиция на рынке. Мы хотим быть лучшим банком в сфере клиентского обслуживания среди наших коллег и конкурентов.
В Сведбанке действует специальная программа для малого и среднего бизнеса. Какие именно продукты и услуги она включает в себя?
Комплексная программа работы с предприятиями малого и среднего бизнеса включает в себя практически весь спектр услуг для юридических лиц: расчетно-кассовое обслуживание, дистанционное банковское обслуживание, кредитные продукты, зарплатный проект, депозиты, корпоративные карты, документарные операции, инкассация. Основным преимуществом программы для предприятий малого и среднего бизнеса является комплексный подход. В большинстве банков продукты для МСБ рассматриваются исключительно через призму кредитования. Для Сведбанка малый и средний бизнес — это совершенно самостоятельный клиент, которому нужны «свои» продукты и услуги, учитывающие специфику данных предприятий. Также у нас существует широкая система привилегий для таких клиентов: персональный менеджер, индивидуальный подход, высокий уровень сервиса, соответствующий стандартам материнского банка.
Сегодня кредитное предложение банка среди лучших на рынке: процентные ставки по кредитам для новых клиентов — от 17,5% (овердрафт), в среднем — от 18,5-20%, в зависимости от вида продукта и срока кредита.
С 1 сентября Сведбанк проводит специальную акцию «Урожай возможностей», направленную на популяризацию некредитных банковских продуктов среди предприятий малого и среднего бизнеса. На время акции для предприятий, впервые открывающих расчетный счет в банке, примерно на 30% снижена комиссия за ведение счета и стоимость рублевых платежей по электронным каналам. Также мы ввели начисление процентов до 13% годовых на остатки на счетах. Преимущество акции в том, что она распространяется на большинство продуктов Сведбанка для малого и среднего бизнеса. Каждый действующий клиент может улучшить условия обслуживания, а новый — сделать выбор в пользу Сведбанка.
Насколько активным было кредитование малого и среднего бизнеса в первой половине 2009 года?
Кредитование в первой половине 2009 года было достаточно активным, за исключением, пожалуй, традиционного спада в январе. Большая часть кредитов была предоставлена предприятиям сферы оптовой и розничной торговли, для устранения дефицита оборотных средств.
Наибольшей популярностью пользуется беззалоговый «микро» кредит — кредит на сумму от 300 тысяч до миллиона рублей без залогового обеспечения, имеющий фиксированный набор критериев оценки финансового состояния предприятия. Несмотря на то, что по объемам выданных средств в портфеле этот продукт занимает порядка 30%, по количеству выдач он — безусловный лидер.
На рынке сейчас можно отметить повышение интереса к кредитам на максимальные суммы, предусмотренные банком для МСБ (до 30-50 миллионов рублей, иногда выше) и на срок до 36-60 месяцев. Такие продукты охватывают практически любые потребности финансирования МСБ — целевые кредиты на покупку нового оборудования, развитие бизнеса, прочие капитальные затраты.
Если говорить о тенденциях, то сегодня банки стремятся увеличить число стандартных ссуд путем разработки широкой продуктовой линейки. Это позволяет экономить время и силы банка, а также удешевляет кредитный продукт как для банка, так и для заемщика. Банкам удобнее придерживаться стандартизированного подхода и не выдавать кредиты повышенного риска. Однако кредитные организации часто идут навстречу предприятиям, учитывая при анализе их управленческую отчетность и применяя более индивидуальный подход к клиенту.
Насколько актуальна для Сведбанка проблема просроченной задолженности по кредитам малому и среднему бизнесу?
Уровень просроченной задолженности в Сведбанке значительно ниже среднего на рынке. Благодаря тому, что в период «кредитного бума» мы не стремились любыми способами нарастить кредитную базу, а работали только с самыми надежными заемщиками, нам удалось сформировать очень качественный портфель. Если у нашего клиента сегодня возникают сложности с облуживанием кредита, мы всегда идем на встречу, вместе стараемся найти выход из сложившейся ситуации. Ведь банку всегда выгоднее предоставить добросовестному заемщику, оказавшемуся в непростой ситуации, льготы, а не доводить дело до дефолта.
Планирует ли Сведбанк участвовать в государственных программах финансовой поддержки малого и среднего бизнеса?
Да, этот вопрос для нас актуален, и мы рассматриваем возможность сотрудничества с фондами и организациями, которые поддерживают малый и средний бизнес.
-
Современная банковская практика: особенности торгового финансирования
-
Multi Family Office — это построение системы активов на много лет вперед
Андрей Никитюк, председатель правления Concern General Invest — об индивидуальном финансовом обслуживании состоятельных россиян
4 февраля -
«Преимущество имеют прибыльные компании, имеющие собственные средства»
Виктор Ванин, начальник управления кредитования малого и среднего бизнеса банка «Огни Москвы», — о том, каких предпринимателей и на каких условиях финансирует банк
3 сентября