Обзоры

Сотрудничество госкомпаний и малого бизнеса назвали недостаточным

15 сентября 2015 года
Сотрудничество государственных компаний и малого предпринимательства назвали недостаточным. За три года реализации программ инновационного развития госкомпании продемонстрировали существенное повышение доли инновационной продукции в общем объеме. Если в 2011 году показатель равнялся 15,4%, то в 2013 году — 27,1%. Что касается абсолютного выражения, то объем реализованных инновационных товаров за этот же период вырос с 250 млрд до 736 млрд руб., то есть почти в три раза. Такие данные приводятся в докладе от НИУ ВШЭ, который цитирует "Российская газета". Объем и доля экспорта инновационной продукции в выручке госкомпаний также увеличиваются — до 247 млрд руб. и до 9% в 2013 году по сравнению с 2011 годом соответственно. ПИРы большинства государственных предприятий содержали мероприятия по расширению сотрудничества с инновационным малым и средним предпринимательством. В частности, кооперация затрагивает увеличение закупок новой продукции (технологий, услуг) у отечественного МСБ. Тем не менее, в докладе говорится, что активность госкомпаний в данной сфере сохраняется на довольно низком уровне.

"Задача по развитию взаимодействия крупнейших государственных предприятий, реализующих программы инновационного развития, с малым и средним инновационным бизнесом стояла еще при разработке первых требований к указанным программам, утвержденных Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям в 2010 году", – напомнил директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Михаил Голанд. По его словам, в этом сегменте успехи пока не столь велики, как хотелось бы. Эксперт обратил внимание, что наиболее частым направлением кооперации по-прежнему является заказ у МСБ высокотехнологичной продукции или услуг по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Если говорить о других направлениях, среди которых передача малому и среднему бизнесу производственных функций, инвестирование в инновационное МСП, создание инфраструктуры поддержки инновационных компаний, то они распространены существенно меньше. Доля заказа продуктов и услуг у МСБ в крупных компаниях невелика, она редко оказывается выше 10%.

Голанд считает, что у данной ситуации есть объективные причины. Дело в том, что в ряде отраслей малое и среднее предпринимательство исторически развито слабо. По мнению эксперта, в качестве примера может выступать деятельность компании ОАК, которая прилагает массу усилий для развития сети поставщиков, но выбор предприятий, способных качественно выполнить заказ, все равно очень мал. "Другая объективная проблема - повышенные риски при сотрудничестве с предприятиями малого и среднего бизнеса, в том числе связанные с невозможностью предоставления гарантий по обязательствам в должном объеме", – указал специалист. Голанд также подчеркнул, что малые предприятия иногда просто не могут предоставить те же условия заказчику по цене и качеству, как крупный бизнес, что и приводит к проигрышу в конкурсах. Кроме того, имеются субъективные проблемы, решение которых позволит повысить эффективность госкомпаний за счет расширения сотрудничества с МСП, сообщил эксперт. "Прежде всего важно добиться максимальной прозрачности конкурсов, снижения для небольших предприятий транзакционных издержек при работе с закупками крупных корпораций (за счет снятия избыточных требований) и широкого распространения информации о планируемых закупках", – пояснил он.


Заявка на кредит для бизнеса
Ваша заявка будет отправлена в несколько банков в вашем городе, которые занимаются кредитованием малого бизнеса. Можно выбрать один или сразу несколько банков.
Новости по теме
Тест
Сможете ли вы получить кредит на развитие своего бизнеса?

Оцените ваши шансы на получение кредита и узнайте вероятные причины отказа в его выдаче.
Пройти тест







Банки
ФинсервисЧелиндбанкФинансовый стандартБулгар БанкСолид БанкОТП Банк

Все банки