Новости







Дайте денег на кино

1 февраля 2010 года

Съемки фильма — это очень увлекательный процесс, наполненный морем драйва. Вместе с тем кинопроизводство отличает сложная система организации и современные технологии, требующие внушительных инвестиций. Где взять деньги на кино?

Наша Russia

До прихода на наш двор мирового финансового кризиса то и дело раздавались возгласы кинематографистов и «околокиношной» братии о бурном развитии российской киноиндустрии. Что это было — правда или попытка выдать желаемое за действительное?

Пятьдесят на пятьдесят. Кинотеатров действительно открывалось все больше и больше, по итогам года кинодистрибьюторы регулярно сообщали об увеличении доходов, а некоторые российские фильмы — «Турецкий гамбит», «9 рота», «Дневной дозор», «Ирония Судьбы. Продолжение» — друг за другом пробивали потолок кассовых сборов.

Но происходило это на фоне жуткой убыточности львиной доли отечественной кинопродукции и высокой рентабельности голливудских кинопроектов. Поэтому непосредственно рост рынка сбыта — в первую очередь, кинотеатральных сетей — связан с показателями голливудских лент, которые традиционно приносили свыше 70% всех кассовых сборов, с завидной регулярностью увеличивая объемы кинорынка. Тем не менее, успех таких локомотивов, как «9 рота» и «Дневной дозор», способствовал привлечению частных инвестиций, зачастую из нефтегазового и сектора тяжелой промышленности российской экономики — единственных, где благодаря ценам на сырье длительное время все было в черном шоколаде.

Успех таких локомотивов, как «9 рота» и «Дневной дозор», способствовал привлечению частных инвестиций.

«Дешевые» деньги послужили мощной инъекцией для доморощенных киноделов, приступивших к съемкам своих шедевров. Параллельно выросли зарплаты кинематографистов, что привело к неоправданному удорожанию себестоимости проектов. Неоправданному — потому что вложения в девяти случаях из десяти не возвращались.

Производство большинства фильмов осуществлялось, в том числе, на безвозвратные вложения, среди которых первое место занимают средства Министерства культуры РФ. Так, из 341 произведенных фильмов в период с начала 2006 до середины 2009 года господдержку получили 198 картин. Государственная поддержка игровых фильмов составляла в среднем 19 миллионов рублей на один фильм, но не более 29 миллионов на производство и 5 миллионов — на поддержку в прокате. Впрочем, сегодня система финансирования со стороны государства претерпела кардинальные изменения, но об этом — отдельный разговор.

В среднем каждый год отечественный кинематограф порождал не менее 100 картин, но до проката добирались не более 72 нетленок. Из общего потока окупались единицы, а прибыль и вовсе приносили фильмы, которые можно пересчитать по пальцам. О каких перспективах отечественного кино тут можно говорить? Тем не менее, деньги вкладывались, так как имелись определенные финансы, которыми крупный предприниматель был не прочь рискнуть. К тому же вкладывать деньги в кинопроизводство хоть и не так выгодно, как, скажем, в лесоперерабатывающую промышленность, но зато гораздо престижней.

Кто вкладывает деньги в кино

Инвесторов, которые вкладывают деньги в кинопроизводство, традиционно делят на следующие группы — частные инвесторы-продюсеры, западные инвесторы, корпоративные и частные инвесторы, финансовые организации и государство.

На деньги корпоративных и частных инвесторов снимались фильмы «Код Апокалипсиса», «Параграф 78», «1612», «Слуга государев», «Обитаемый остров» и еще несколько крупнобюджетных картин. Неконтролируемые инвестиции и полная непрозрачность рынка, когда кинотеатры имели возможность утаивать часть выручки (закон о едином электронном билете вступит в силу только 1 мая 2010 года), сыграли злую шутку с нашим кино, которая из-за последствий экономического кризиса превратилась в кладбищенский анекдот. Независимые инвесторы здорово обожглись, решив почувствовать себя киномоголами. Ни один из вышеназванных фильмов даже близко не окупил вложений на производство и продвижение. А теперь вопрос на миллион: «Захочет ли прогоревший инвестор вновь профинансировать кинопроект с учетом нынешней экономической ситуации?»

Что касается банков, они крайне редко и с большой неохотой выдавали кредиты на реализацию отечественных проектов — даже в период так называемого активного роста. Связано это было с отсутствием прозрачности рынка и высокой долей риска. Справедливости ради отметим, что и кинопродюсеры в последнюю очередь шли за деньгами в банк, потому что банковские кредиты всегда обходились дороже государственных инвестиций, да и спрос был гораздо строже.

Тем не менее, игроки среди банков все же были. Одним из лидеров по объему кредитования является Росбанк, выдавший в период с 2003 по 2007 год компаниям, работающим в кино- и телеиндустрии, кредитов на сумму порядка 70 миллионов долларов. До начала экономического кризиса в 2008 году лимиты, установленные на компании киноотрасли, приблизились к 100 миллионам долларов.

Кроме того в разное время кредиты российским продюсерам выдавали следующие Интеркапиталбанк, МФТ-банк, «БФГ-Кредит», Банк Москвы, Экспобанк (сегодня — Барклайс Банк), Сбербанк России и Газпромбанк. Как правило, залогом по кредиту служили права на будущее произведение — распространенная западная модель финансирования.

«Аватар» и его кредиторы

Производственный бюджет самого кассового фильма в истории составил 280 миллионов долларов без учета маркетинговых расходов. Откуда деньги?

Корпорация News Corp., владеющая кинокомпанией 20th Century Fox, разделила риски с инвестфондами Dune Entertainment и Ingenious Media, которые покрыли 60% расходов. Порядка 14 миллионов долларов вложил режиссер Джеймс Кэмерон — деньги пошли на доработку системы камер, которая уже активно сдается в аренду. А снимать Кэмерон решил в Новой Зеландии во многом потому, что правительство пошло на налоговое послабление и вернуло 10% процентов вложенных средств (порядка 30 миллионов долларов). Подобные схемы отработаны на Западе до совершенства, потому что кинопроизводство интегрировано в экономику и является ее важной частью, а не игрушкой.

Инвестиционная модель в кинопроизводстве вообще не получила в России широкого распространения. В 2008 году у нас действовало два таких фонда — «Первый российский фонд инвестиций в кинопроизводство First Media Fund» с пакетом в 23 миллиона долларов и «Закрытый паевой инвестиционный фонд «Кинофонд» с пакетом в 10 миллионов долларов. По состоянию на начало 2009 года последний приостановил свою работу, а First Media Fund так и не приступил к финансированию кинопроектов.

Коллапс

С приходом кризиса мыльный пузырь, коим являлась все это время отечественная киноиндустрия, лопнул. По итогам 2009 года эффективность инвестиций в убыточный российский кинематограф снизилась на 60,53%. Темпы строительства кинозалов сократились на 53%, а доля голливудской продукции составила бесстыжие 86%. Из 61 отечественной картины, вышедшей в прокат, производственный бюджет окупили только семь, а если учесть расходы на маркетинг, то и вовсе две — «Любовь морковь 2» и «Каникулы строгого режима». Вентиль на трубе, которую проложили негосударственные инвесторы, в самое ближайшее время перекроют, поэтому отечественные кинематографисты заговорили о финансовой поддержке со стороны государства. Мол, без нее наступит смерть. Никита Михалков даже озвучил сумму, которая необходима для развития отечественного кинопрома. Речь идет о цифре, близкой к одному миллиарду долларов.

Вот только выправят ли они ситуацию, когда нет горизонтальной системы проката, нет отработанных механизмов возврата денежных средств, все еще нет единого электронного билета? И главное — какую ответственность будет нести кинематографист, получивший инвестиционный паек от государства? Если такую же, как и раньше, то качество продукции нисколько не вырастет, и отечественные проекты по-прежнему будут плестись в кильватере голливудских проектов, вызывая негативную реакцию простых зрителей. И самое главное: государство отменяет практику тендеров и намерено подменить их прямыми субсидиями. Другими словами, это будет попросту госзаказ.

Европа и Америка

В Западной Европе и США кинематограф — это бизнес, который функционирует в соответствии с законами рынка и представляет собой структурированный, прозрачный и важный сектор экономики. Финансированием кинопроизводства, которое традиционно считается рискованным направлением, занимаются многие банки и инвестиционные группы.

С точки зрения киноинвестиций европейские страны можно поделить на три категории. Страны с развитым кинорынком для кредитования банками — Франция, Великобритация, Германия, Италия, Испания, именно здесь регулярно производят фильмы с бюджетом более 2,5 миллионов евро. Страны с финансовыми институтами, сфокусированными на предоставление налоговых послаблений, — Бельгия, Венгрия, Люксембург, Ирландия. Страны, в которых осуществлению банковских операций препятствует размер кинорынка — Австрия, Болгария, Кипр, Греция и многие другие.

Особенно активно кредитованием киностудий занимаются Commerzbank, Deutsche Bank, Hypovereinsbank, Investitionsbank Sachsen-Anhalt (Германия), Barclays, Coutts & Co., Allied Irish Bank (Великобритания), Natixis Coficiné, Cofiloisirs и Fortis Mediacom Finance (Франция). При выдаче кредитов банки обращают внимание на оборот кинокомпании. Как правило, интерес начинают представлять студии с ежегодным оборотом не менее 10 миллионов евро. Такие производственные объединения попадают в топ-лист и имеют наибольшие шансы на получение финансирования. В Германии, если верить одному серьезному банковскому исследованию, компаний категории «А» — две или три, в Великобритании столько же. Неудивительно, что многие европейские банки в большей степени предпочитают финансировать проекты небольших американских киностудий с оборотом свыше 20 миллионов евро. Как правило, в этом случае выдается кредит под 7% годовых. Гарантией возврата средств служит библиотека прав на кинопродукцию компании.

Кстати, в Европе существуют организации, которые выступают гарантом и способствуют получению кредитов. Такой организацией является IFCIC (Institute for Financing Cinema and Cultural Industries) во Франции. Это акционерное общество, 49% акций которого принадлежит правительству и 51% — группе из 20 банков и финансовых структур. Цель IFCIC — финансовая поддержка французского кинематографа. При этом IFCIC выступает гарантом и разделят риски с заемщиком. И если проект проваливается, то организация возвращает банку до 55% от суммы кредита.

Константин Мееров, шеф-редактор журнала Cinefex


Обзоры по теме
  • Рейтинг лизинговых компаний —  1-ое полугодие 2013 г.
    Рейтинг лизинговых компаний — 1-ое полугодие 2013 г.

    Общее замедление экономики не могло не сказаться на рынке лизинга. И если совокупных портфель лизинговых компаний продолжает расти, то темпы этого роста замедляются.

    8 октября
  • Кредитование малого бизнеса: топ-25 банков
    Кредитование малого бизнеса: топ-25 банков

    Сезонное замедление экономики сказалось и на рынке кредитования. И хотя российские банки продемонстрировали в августе рост объемов выданных коммерческих кредитов, динамика весьма скромная.

    23 сентября
  • Кредиты малому бизнесу без залога и поручителей
    Кредиты малому бизнесу без залога и поручителей

    Если раньше залоговое обеспечение было непременным условием получения займа, то сейчас достаточно широко распространены беззалоговые бизнес кредиты. Давайте проанализируем, как получить и во сколько обойдется такой кредит в 2013 году. 

    21 сентября